Финализм


Финализм
 Финализм
 ♦ Finalisme
   Учение, приписывающее действенную роль конечным причинам. Довольно часто в качестве иллюстрации приводят немного утрированные примеры, предложенные Бернарденом де Сен-Пьером (***). Почему дыню режут на ломти? Чтобы ее удобнее было есть за семейным столом. Почему Бог снабдил нас ягодицами? Чтобы нам было удобнее сидеть и предаваться размышлениям о чудесах творения… Впрочем, не следует забывать, что большинство великих философов – от Платона и Аристотеля до Бергсона и Тейяра де Шардена (***) – были финалистами. Да и можно ли этого избежать, если продолжать веровать в Бога – творца и распорядителя? Даже Декарт, сделавший так много для того, чтобы ученые оставили поиск конечных причин, не отрицал их существования в Боге – он лишь говорил, что нам не дано их познать («Первоначала философии», часть III, 1–3). Со своей стороны, Лейбниц видел в конечной причине «принцип всех существований и законов природы, ибо Бог всегда ставит себе целью наилучшее и наиболее совершенное» («Рассуждение о метафизике», 19). Для чего нам даны глаза, если не для того, чтобы видеть?
   Из последнего примера, приводимого не только Лейбницем, но и многими другими, достаточно ясно выводится основное. Почему мы видим? Потому что у нас есть глаза. Для чего нам глаза? Чтобы видеть. Таким образом, глаза суть действующая причина зрения, а зрение – конечная причина глаз. Какая из этих причин первична? Функция создает орган (что было бы одной из форм финализма) или орган создает функцию? Почти все материалисты, и почти они одни, безоговорочно выбирают второй член альтернативы. Думать, что глаза нам даны для того, чтобы видеть, поясняет Спиноза, «означает делать вывод, опровергающий отношение вещей, повсеместно ставить причину после следствия». Но почему же тогда у нас есть глаза? Из чистой случайности? Отнюдь нет. В результате действующих причин, отсылающих нас к истории вида (наследственности и естественному отбору), т. е. к его прошлому, а не к будущему индивида.
   Спиноза в этом вопросе, как и во многих других, стоит на стороне материалистов. Он тоже считает, что финализм «совершенно извращает природу. На то, что на самом деле составляет причину, он смотрит как на действие, и наоборот; далее, то, что по природе предшествует, он делает последующим» («Этика», часть I, Прибавление). В этом и заключается самый главный предрассудок, из которого вытекают все остальные: «Люди предполагают вообще, что все естественные вещи действуют так же, как они сами, ради какой-либо цели» (там же). Если речь идет о природе, то ясно, что это иллюзия. Но если речь идет о людях? Такая же точно иллюзия, во всяком случае, если говорить о причине действий, и называется эта иллюзия свободным выбором. Вот, например, я строю дом. Почему я это делаю? Если на этот вопрос ответить: «Для того, чтобы в нем жить», как, кстати сказать, не задумываясь ответят многие и многие, это будет означать, что то, чего пока нет (жилье), объясняет и производит то, что есть (строительные работы); что, как сказал бы Сартр, конечное «освещает бытующее». В этом и состоит парадокс свободы («Бытие и Ничто»). Но разве может то, чего еще нет, объяснять и продуцировать что бы то ни было? То, что люди всегда действуют «ввиду какой-то цели», как признавал Спиноза, еще не доказывает, что эта цель является причиной действия. То, что мы принимаем за конечную причину, есть не что иное, как определенное желание (в данном случае желание жить в этом доме), и это желание и есть в реальности действующая причина («Этика», часть IV, Предисловие). Люди заблуждаются, полагая себя свободными; эта их иллюзия на самом деле есть проявление финализма «от первого лица». В своем сознании они стремятся к какой-то цели, а не к действующим причинам, которые и определяют все их поступки (там же, часть I, Прибавление).
   Таким образом, никакой целенаправленности не существует. Есть лишь слепая сила природы и сила желания, которая может быть и зрячей.
   ***
   Жак Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814) – французский писатель, автор романа «Поль и Виргиния», сатирико-философской повести «Индийская хижина», повести «Суратская кофейня».
   Пьер Тейяр де Шарден (1881–1955) – французский палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Развил концепцию «христианского эволюционизма», сближающуюся с пантеизмом.

Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». . 2012.

Синонимы:

Смотреть что такое "Финализм" в других словарях:

  • ФИНАЛИЗМ — см. ТЕЛЕОЛОГИЯ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. финализм (лат. finalis конечный; являющийся целью) то же, что телеология. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, , 2009 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • финализм — телеология Словарь русских синонимов. финализм сущ., кол во синонимов: 1 • телеология (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …   Словарь синонимов

  • ФИНАЛИЗМ — (от лат. finalis конечный, являющийся целью), составная часть многих эволюц. концепций, постулирующих строго запрограммированный характер органич. эволюции, идущей к определ. цели. Финалистич. идеи занимают центр, место в ламаркизме, номогенезе,… …   Биологический энциклопедический словарь

  • ФИНАЛИЗМ — (от лат. finalis конечный, целевой), идеалистическая концепция, согласно которой органическая эволюция строго запрограммирована, идет к определенной цели. Идеи финализма господствуют в концепциях номогенеза, ламаркизма, различных теологических и… …   Экологический словарь

  • Финализм — (от лат. finalis конечный, являющийся целью) учение о движении мира от его начала к предопределенному свыше концу. Философские альтернативы финализму: концепции о вечности мира в его неизменности (пример учение о бытии элейской школы), либо… …   Википедия

  • финализм — финал изм, а …   Русский орфографический словарь

  • финализм — (2 м) …   Орфографический словарь русского языка

  • Финализм —  ♦ (ENG finalism)    философское воззрение, согласно к рому в мироздании существует конечная цель и все события развиваются в ее направлении …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ФИНАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ — историческое мироощущение, вызываемое представлениями о том, что исторический процесс представляет собой движение от некоего начального пункта к конечному (финальному), знаменующему собой реализацию конечного призвания человека на земле и смысла… …   Философская энциклопедия

  • Фикционный финализм — (Fictional finalism). Термин, предложенный Адлером и обозначающий, что поведение человека направляется воображаемыми, или фиктивными, целями, которые невозможно ни проверить, ни подтвердить практикой …   Теории личности: глоссарий

Книги